Содержание
Грамотно выстроенная логистика значительно повышает шансы компании на успех. Если ваши покупатели будут получать качественно упакованные заказы в срок, то и продажи интернет-магазина вырастут. В статье мы расскажем, как работают склады для хранения одежды, что такое дропшиппинг и фулфилмент, и какую схему работы лучше выбрать.
Виды логистики интернет-магазина одежды
В современной торговле понятие логистики может трактоваться по-разному. Многое зависит от специфики работы, целей и задач компании, имеющихся в ее распоряжении ресурсов и ряда других факторов. Однако о какой бы логистической системе мы ни говорили, главной задачей логистики является минимизация затрат, связанных с закупкой, хранением и доставкой товара до потребителя, так как эти затраты определяют себестоимость, а, следовательно, и конечную стоимость продукта.
Доставка одежды в интернет-магазинах представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором можно выделить три основных блока: закупочную, складскую и транспортную логистику. Закупочная логистика включает движение товаров от поставщика к посреднику (интернет-магазину), складская — хранение одежды на складе, транспортная — доставку заказа до конечного потребителя.
Закупочная логистика
В зону ответственности закупочной логистики интернет-магазина одежды входит достаточно широкий круг задач, и оттого, насколько слаженно будут работать сотрудники отдела закупок, зависит успех всего проекта. В первую очередь отдел закупок выполняет следующие задачи:
- анализирует рынок;
- определяет потребности потенциальных покупателей;
- участвует в формировании ассортимента;
- разрабатывает критерии выбора товаров;
- ищет и отбирает поставщиков одежды;
- организует операции по закупке;
- контролирует поставки товаров.
При взаимодействии с поставщиком интернет-магазин одежды может использовать два варианта: закупать товары оптовыми партиями, и, соответственно, самостоятельно организовывать доставку и хранение одежды на складе, или работать по системе прямых продаж (договору дропшиппинга), то есть забирать товар со склада поставщика уже после поступления заказа от покупателя.
Плюсы и минусы есть у каждой из указанных схем интернет-торговли. В первом случае вам придется сразу оплачивать всю партию товара без каких-либо гарантий ее продажи, а также взять на себя расходы по хранению одежды на складе, но зато при оптовой закупке вы можете рассчитывать на более низкую цену за каждую единицу товара. При заключении договора дропшиппинга вы избавите себя от расходов на хранение одежды и рисков, связанных со снижением спроса, но у вас могут возникнуть проблемы с наличием товаров на складе поставщика, что повлечет увеличение срока доставки заказов.
Складская логистика
Хранение одежды на складе входит в зону ответственности складской логистики, которая занимается решением следующих задач:
- приемкой груза;
- сортировкой и маркировкой товаров;
- распределением и правильным складированием продукции;
- инвентаризацией и перемещением товаров;
- предпродажной подготовкой и упаковкой одежды;
- анализом и учетом остатков товаров;
- оформлением учетной документации.
Владелец интернет-магазина может остановиться на одном из двух вариантов хранения одежды на складе: использовать собственный склад (купить или взять в аренду помещение) или воспользоваться услугами фулфилмента.
Аренда и тем более покупка складского помещения связаны с высокими затратами, поэтому в большинстве случаев для малого бизнеса этот вариант не подходит. Расходы на доставку и хранение одежды на складе просто не окупятся, либо вам придется установить настолько высокую цену, что вы не сможете конкурировать с другими интернет-магазинами. Именно по этой причине многие продавцы одежды передают всю складскую логистику на аутсорс в рамках договора фулфилмента. О том, что такое фулфилмент, и как это работает, мы расскажем чуть ниже.
Транспортная логистика
Доставка продукции конечному потребителю — важная часть работы интернет-магазина. Очень часто сроки доставки определяют выбор покупателя. Сможете доставить заказ в течение нескольких дней — клиент с большой долей вероятности вернется к вам за покупками, задержите доставку — потеряете постоянного покупателя.
Организация транспортной логистики требует больших усилий и ответственности, и здесь у вас также есть несколько вариантов. вы можете создать собственную службу доставки, воспользоваться услугами транспортных компаний или передать доставку на аутсорс. выбор зависит от масштабов бизнеса и, соответственно, возможностей компании.
Большинство крупных интернет-магазинов одежды имеют собственную службу доставки, но малому бизнесу такое решение опять же не по карману, поэтому небольшим брендам проще и рациональнее воспользоваться услугами аутсорсинговых компаний. Аутсорс помогает быстро масштабировать бизнес, легко расширять географию продаж, при этом не вкладывая огромных ресурсов в организацию хранения и доставки товаров. Другими словами, он позволяет аккумулировать усилия на развитии бизнеса (расширении ассортимента, привлечении новых покупателей, улучшении сервиса), не отвлекаясь на организационные вопросы.
Что такое фулфилмент?
В переводе с английского фулфилмент дословно означает «выполнение, исполнение». В русском языке нет аналога этого термина, поэтому оно употребляется без перевода. В продажах под фулфилментом подразумевается комплекс логистических мероприятий, которые выполняются на аутсорсе. Услуги фулфилмента оказывают компании, обеспечивающие движение товаров от поставщика к потребителю.
Фулфилмент популярен среди небольших интернет-магазинов, так как позволяет организовать хранение и доставку товаров покупателям без вложений в аренду складских помещений, транспортных средств, привлечения дополнительного персонала. Компаниям малого бизнеса гораздо проще и удобнее передать логистику на аутсорс, так как за сравнительно небольшие деньги можно получить полный комплекс услуг по приемке, сортировке, хранению и доставке товаров.
Перечень услуг, предоставляемых в рамках договора фулфилмента, может несколько отличаться в разных компаниях, но, как правило, в него входят:
- прием груза;
- хранение товаров;
- комплектация и упаковка заказа;
- доставка товаров до пунктов выдачи или непосредственно покупателю;
- оформление сопроводительных и закрывающих документов.
Некоторые компании оказывают услуги по предпродажной подготовке товаров (что особенно важно в сегменте одежды), информированию покупателей о сроках доставки, отвечают на звонки и заявки, работают с возвратами.
Схема работы фулфилмента
Чтобы понять, как работают компании, выполняющие роль посредника в логистических процессах, давайте более подробно рассмотрим основные операции фулфилмента.
Прием товаров
Прием груза от поставщика требует внимательности и ответственности, поэтому им, как правило, занимаются отдельные работники склада. Они принимают товар строго по накладным, пересчитывают количество, проверяют соответствие груза сопроводительным документам, осматривают целостность упаковки. Приемка груза происходит с фото и видеофиксацией. Если товар поставляется в ненадлежащем виде, его не принимают на склад.
Хранение товаров
После проверки товара он размещается на складе аутсорсера в соответствии с указанными в договоре требованиями. Компании, работающие в сфере фулфилмента, уделяют большое внимание состоянию складов, так как они несут ответственность за сохранность принятых товаров. Заказы хранятся на теплых охраняемых складах, оборудованных видеонаблюдением и системой противопожарной охраны.
Большинство товаров хранится на специальных паллетах. Однако для хранения одежды на складе паллетная система не подходит, поэтому вещи, как правило, хранят в индивидуальных пакетах, сложенных в коробки, стопками или на вешалках. Не все компании-аутсорсеры готовы обеспечить необходимые условия хранения. Чтобы избежать недоразумений и споров, при заключении договора фулфилмента владельцу интернет-магазина одежды следует уточнить этот момент.
Комплектация и упаковка товаров
Упаковка товара — важный этап логистического процесса. Небрежная (или еще хуже — помятая и порванная) упаковка могут испортить впечатление о товаре и полностью отбить желание у покупателя снова обращаться в ваш интернет-магазин.
Услуги по комплектации и упаковке товара оплачиваются отдельно за каждую единицу товара. Обычно компании-аутсорсеры предлагают своим клиентам несколько вариантов упаковки на выбор, включая индивидуальное оформление. Например, вы можете договориться о нанесении на упаковочный материал логотипа вашего интернет-магазина, информации об акциях и специальных предложениях компании. Такая упаковка обойдется дороже, но привлечет внимание покупателей и будет работать на имидж бренда.
Доставка товаров
В зависимости от условий договора возможны два варианта доставки товара: до пункта выдачи или до квартиры покупателя. Фулфилмент-компании часто сотрудничают с крупными транспортными службами, например, СДЭК, «Деловые линии», ПЭК и другими. Это упрощает процесс доставки и ускоряет получение товара покупателем. Факт получения заказа подтверждается документально, информация о доставке указывается в личном кабинете на сайте аутсорсера.
Фулфилмент или дропшиппинг: что выбрать?
На первый взгляд фулфилмент и дропшиппинг имеют немало общего, однако это разные услуги со своими плюсами и минусами.
Дропшиппинг — это метод управления поставками, при котором интернет-магазин занимается торговлей без промежуточного хранения товаров на своем складе. Заказы отгружаются покупателю со склада производителя, дилера или оптового торговца. Владельцем товара при дропшиппинге является производитель или компания-посредник (дропшиппер), что накладывает ряд юридических ограничений. Интернет-магазин может продавать только тот товар, который есть в ассортименте производителя, и полностью зависит от его сроков поставки.
Фулфилмент предоставляет интернет-магазину гораздо больше свободы. Компания может сама формировать ассортимент, выбирать упаковку, определять сроки доставки, контролировать логистические потоки. Однако и потенциальные риски, связанные со снижением покупательского спроса, полностью ложатся на плечи владельца интернет-магазина.
Таким образом, дропшиппинг можно рассматривать на этапе запуска проекта. Это позволит минимизировать риски и связанные с ними финансовые потери. При увеличении объемов продаж интернет-магазину целесообразнее перейти на фулфилмент. Такая схема работы даст больше свободы, позволит расширить ассортимент, сформировать гибкую ценовую политику, повысить узнаваемость и привлекательность бренда для покупателей.
Компания «Минисклад» оказывает услуги фулфилмента для интернет-магазинов и предлагает адресное хранение одежды на складе с последующей доставкой покупателям. Наши теплые склады оснащены современным оборудованием, видеонаблюдением и противопожарной сигнализацией, находятся под круглосуточной охраной. При необходимости мы проводим предпродажную подготовку товаров, комплектуем, упаковываем и маркируем заказы. Все работы проводятся с фото и видеофиксацией. Звоните, и мы расскажем вам о преимуществах работы с компанией «Минисклад». Будем рады помочь в развитии вашего бизнеса!